Виды гидрологических чрезвычайных ситуаций

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №05 2022 Г

старший преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, кандидат педагогических наук, полковник запаса,

доцент кафедры общей тактики и оперативного искусства Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, кандидат военных наук, доцент, полковник запаса

Участие Вооруженных Сил России в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного и техногенного характера, к сожалению, являются спутниками нашей жизни. События последних десятилетий наглядно свидетельствуют, что проблемы их предупреждения и ликвидации в XXI веке приобретают все большую актуальность. На территории России с чрезвычайно разнообразными геологическими, климатическими и ландшафтными условиями за год случается 350–400 опасных событий только лишь природного происхождения.

Аварии и катастрофы в техносфере, опасные природные явления и стихийные бедствия, как правило, влекут за собой возникновение чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

ЧС можно классифицировать по следующим группам:

— ЧС природного происхождения;

— ЧС техногенного характера;

— ЧС биолого-социального характера.

ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, морские гидрологические и гидрологически опасные явления, природные пожары.

К ЧС природного происхождения относят стихийные бедствия. Наиболее характерные виды стихийных бедствий — землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, лавины, ураганы, тайфуны, пожары и т. д.

ЧС техногенного характера: транспортные аварии (катастрофы); пожары и взрывы, аварии (катастрофы) с выбросом химически опасных веществ, аварии (катастрофы) с выбросом радиоактивных веществ или биологически опасных веществ; внезапное обрушение сооружений; аварии на электро- и энергетических системах или коммунальных системах жизнеобеспечения; аварии на промышленных очистных сооружениях; гидродинамические аварии.

К ЧС биолого-социального (антропогенного) характера относят ЧС, связанные с изменением состояния литосферы (твердой оболочки Земли), почвы, недр, ландшафта, состояния и свойств атмосферы (воздушной среды), состояния гидро­сферы (водной среды), биосферы, инфекционной заболеваемости людей, животных (в том числе и диких) и растений.

Такие ЧС непосредственно связаны с вмешательством человека в окружающую среду, а именно:

— на состоянии литосферы, почвы и ландшафта не может не сказываться, например, добыча нефти, газа и других запасов природных недр в больших масштабах;

— изменения состояния и свойств атмосферы также происходят под активным влиянием человека, в результате, например, все больше и больше возникает проблем с сохранением озонового слоя;

— отрицательно влияет на гидросферу, к примеру, строительство ГЭС. В результате нарушается экологическое состояние рек, озер и других водоемов;

— изменения состояния биосферы способствуют возникновению все новых и новых инфекционных заболеваний людей, животных (в том числе и диких) и растений. Показателен в этом плане пример с появлением «птичьего гриппа» и др.

Особенно часто в нашей повседневной жизни возникают опасности техногенного характера. С 2015 по 2020 год зарегистрировано около 5,7 тыс. чрезвычайных ситуаций такого типа. Это обусловлено наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий. В России насчитывается 45 тыс. таких производств, из них свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительным количеством опасных химических веществ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации подразделяются на ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 240 тыс. рублей.

зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.

зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн рублей.

зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн рублей, но не более 1,2 млрд рублей.

зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн рублей, но не более 1,2 млрд рублей.

количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд рублей.

Вооруженных Сил России при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Государственная политика Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — одно из важнейших направлений общей государственной политики Российской Федерации, часть системы государственного управления в сфере национальной безопасности страны.

Основная ответственность за осуществление госполитики России в сфере защиты населения и территорий от ЧС возложена на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Для этого создана и эффективно действует система федеральных, межрегиональных, региональных, муниципальных, объектовых органов управления, имеются специально подготовленные силы и средства МЧС. Тем не менее, при возникновении крупномасштабных аварий и катастроф для их ликвидации неизбежно привлекаются части и подразделения Вооруженных Сил России.

Количество чрезвычайных эпизодов, в ходе которых Вооруженные Силы решали задачи в общем комплексе спасательных работ, велико. Достаточно отметить, что после Второй мировой войны военные принимали участие в ликвидации последствий более чем 130 катастроф и аварий с человеческими жертвами.

Уместно дать представление о масштабах и последствиях некоторых чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах с радиационной, химической или биологической опасностью, на примерах исторических и современных фактов.

К радиационно-опасным объектам (РОО) относятся: АЭС; предприятия ядерно-топливного цикла; пункты захоронения радиоактивных отходов; химические предприятия (объекты) по производству и хранению токсичных химических веществ, коммуникации (трубопроводы) по их транспортировке; объекты Вооруженных Сил России с ядерными энергетическими установками и устройствами, содержащие (хранящие) ядерные боеприпасы, береговые технические базы ремонта и перезарядки атомных реакторов, судоремонтные заводы, на которых сосредоточено большое количество отработанного и свежего ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов, базы и склады хранения ракетного топлива и горючего, объекты хранения ирритантов, научно-исследовательские институты микробиологии и военной медицины.

Аварии на АЭС в зависимости от масштабов и последствий подразделяются на 4 категории: 1 — локальная (в пределах промышленной площадки); 2 — местная (область радиационного загрязнения местности находится внутри санитарно-защитной зоны); 3 — средняя (в пределах ближайшего города, района); 4 — крупная авария (область радиоактивного загрязнения выходит за пределы 100 км и охватывает несколько областей, республик, государств или один или несколько городов с количеством населения более 1 млн человек).

Масштабы и последствия чрезвычайных происшествий на РОО могут колебаться от единичных случаев человеческих жертв до 1000 и более человек пострадавших, от сотен квадратных метров до десятков квадратных километров радиоактивного загрязнения прилегающей территории.

Только с начала 1970-х годов — момента рождения ядерной энергетики — в 14 странах мира на ее объектах произошла 151 авария с различной интенсивностью выбросов радиоактивных продуктов в окружающую среду. Их диапазон весьма широк и простирается от аварий на АЭС до падения на Землю космических аппаратов с ядерными энергетическими источниками на борту.

Так, например, первая крупнейшая радиационная авария на территории Советского Союза произошла 29 сентября 1957 г. на Южном Урале на производстве по изготовлению ядерного топлива.

На химкомбинате «Маяк», расположенном в закрытом городе Челябинск-40 (ближе всего к нему находился г. Кыштым), из-за выхода из строя системы охлаждения вследствие коррозии и поломки средств контроля произошел взрыв емкости объемом 300 м3, где содержалось около 80 м³ высокорадиоактивных ядерных отходов. Образовавшееся после взрыва облако, состоящее из жидких и твердых аэрозолей, поднялось на высоту 1–2 км. Общая протяженность Восточно-Уральского радиоактивного следа составила примерно 300 км в длину при ширине 5–10 километров (рис. 1). На этой площади почти в 23 тыс. км² проживало более 270 тыс. чел. в 217 населенных пунктах трех областей: Челябинской, Свердловской и Тюменской. В ходе ликвидации последствий аварии 23 деревни из наиболее загрязненных районов с населением от 10 до 12 тыс. человек были отселены, а строения, имущество и скот уничтожены.

Один из ярких и весьма трагических примеров чрезвычайных ситуаций на объектах с ядерными энергетическими установками — радиационная авария на атомной подводной лодке К-431. 10 августа 1985 г. при перезагрузке ядерного топлива на этой субмарине на судоремонтном заводе в дальневосточной бухте Чажма (Приморский край) в результате грубейших нарушений технологии проведения операции произошел мощный взрыв.

Он сорвал пятитонную крышку реактора АПЛ и выбросил наружу его радиоактивное содержимое. При аварии пострадали 290 человек, 10 погибли в момент аварии, у 10 человек была выявлена острая лучевая болезнь, у 39 человек — лучевая реакция.

Для ликвидации последствий аварии потребовались усилия более 2 тысяч человек и не менее десяти типов различных подразделений флота. Для координации действий ликвидаторов был создан командный пункт управления, к месту трагедии прибыли эксперты и консультанты, подразделения особого назначения, был сформирован штаб чрезвычайной ситуации.

Штаб организовал специальный режим работ на пострадавшей подлодке и наладил широкое разноплановое взаимодействие с гражданским населением прилегающей территории, союзными органами исполнительной власти.

26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая радиационная катастрофа ХХ века.

В результате нее разрушенный реактор выбросил в атмосферу от 8 до 15 тонн продуктов радиоактивного деления. Вследствие этого пострадали находящиеся в непосредственной близости от АЭС районы Украины и Белоруссии; радиоактивному загрязнению подверглось более 56 тыс. км2 территории современной Российской Федерации, в том числе 13 областей и Республика Мордовия — около 2 млн га сельскохозяйственных угодий и около 1 млн га земель лесного фонда. В наибольшей степени радиоактивное загрязнение постигло 4 области — Брянскую, Калужскую, Орловскую и Тульскую. На территориях, впоследствии загрязненных радиацией, в момент катастрофы проживало около 3 млн чел., было отселено 220 тыс. граждан из 580 населенных пунктов. Тысячи людей пострадали не только от пагубного воздействия радиации, но и от вынужденной необходимости спешно покинуть свои дома, родные места и т. д.

Финансовые масштабы катастрофы оцениваются в 16 годовых бюджетов СССР 1986 года. Более 900 дней продолжались активные работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в которых было ежегодно задействовано только военнослужащих около 40 тыс. человек, свыше 10 тыс. единиц специальной техники (более 210 воинских частей и подразделений общей численностью 340 тыс. военнослужащих, из них 24 тыс. — кадровых).

Устранение последствий аварии потребовало беспрецедентных для мирного времени сил и средств, привлечения сотен тысяч специалистов. При этом наиболее трудоемкая и опасная часть задач была возложена на Вооруженные Силы. Химические войска ВС СССР оказались в авангарде их выполнения.

К середине мая 1986 года общая группировка вой­ск в районе АЭС насчитывала около 30 тыс. чел. До 44 % ее численности составляли соединения и воинские части химических войск.

Круг задач по РХБ защите на Чернобыльской АЭС в течение периода ликвидации последствий катастрофы был обширным.

Велась воздушная и наземная радиационная разведка территории и всех объектов атомной электростанции, населенных пунктов, маршрутов движения войск и подвоза материальных средств. В ходе разведки осуществлялся отбор проб воздуха, грунта, воды и растительности, затем эти пробы отправлялись в научно-исследовательские организации для анализов.

С первых и до последних дней велся дозиметрический контроль облучения и радиационного загрязнения личного состава и техники. Выполнялись задачи по локализации радиоактивных загрязнений (дезактивация, пылеподавление, бетонирование, срезание грунта) на территории и объектах АЭС, в населенных пунктах и на дорогах.

Суточные выбросы радиоактивных веществ из разрушенного энергоблока систематически контролировались. Проводился анализ радионуклидного состава радиоактивных загрязнений в различных районах 30-км зоны в целях прогноза их воздействия на личный состав и окружающую среду.

Шла дезактивация техники, оборудования, спецодежды, средств защиты и санитарная обработка личного состава. Осуществлялись сбор, временное хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных отходов.

Кроме того, все войска своевременно обеспечивались средствами индивидуальной защиты, дезактивации, приборами радиационной разведки и контроля. Инициатором и организатором выполнения этих задач с самого начала было Управление начальника химических войск Министерства обороны  СССР. Непосредственно химическими войсками в зоне ЧС руководила оперативная группа во главе с генерал-полковником В.К. Пикаловым.

Чернобыльская катастрофа стала серьезным испытанием и проверкой на прочность войск РХБ защиты. Опыт, приобретенный в ходе ликвидации ее последствий, трудно переоценить.

Ашхабадское землетрясение, произошедшее в ночь с 5 на 6 октября 1948 года в районе столицы Туркменской Советской Социалистической Республики г. Ашхабаде (магнитуда 10 баллов по шкале Рихтера), в течение 10 секунд стерло с лица земли город с населением около 115 тыс. человек. Оно считается одним из самых разрушительных землетрясений в истории человечества и стало серьезным испытанием для воинских формирований СССР, направленных для ликвидации его последствий.

Не менее масштабным и трагическим по своим итогам событием оказалось землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года. Эпицентр его (6–9 баллов) пришелся на г. Спитак. Подземные толчки полностью или почти полностью разрушили промышленные, культурные и жилые строения городов Ленинакана (ныне Гюмри), Кировакана (ныне Ванадзор), Степанавана, а также множество населенных пунктов на значительной территории гористой местности. Это землетрясение, которое по количеству жертв и масштабам причиненного ущерба носило катастрофический характер, послужило не только тяжелым экзаменом для армянского народа, но и суровой проверкой способности государства к оперативному реагированию и эффективному преодолению вызовов такого масштаба.

Для ликвидации последствий землетрясения Министерство обороны СССР привлекло более 23 тыс. человек, свыше 3 тыс. единиц различной техники. Совместно с войсками гражданской обороны действовали внутренние войска и милиция. Кроме того, в Армении задействовались невоенизированные формирования гражданской обороны общей численностью 51,3 тыс. человек и 8939 единиц техники.

Опыт проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, уроки и выводы, полученные при ликвидации последствий этого землетрясения, и сегодня представляют интерес для органов управления и сил, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вооруженные Силы современной России ликвидировали последствия землетрясения в пос. Нефтегорске, произошедшего ночью 28 мая 1995 года на острове Сахалин. Оно полностью разрушило поселок всего за 17 секунд. Это была вторая крупная природная катастрофа на территории Сахалинской области после обрушившегося на г. Северо-­Курильск цунами в 1952 году.

Летом 2012 года в Краснодарском крае произошло мощное наводнение, вызванное проливными дождями. Обильные осадки вызвали опасные паводки на реках, в том числе, в районе города Крымск.

В работах по оказанию помощи населению Крымска участвовали около 5500 военнослужащих Вооруженных Сил России из 40 соединений, подразделений и организаций Южного военного округа и Воздушно-десантных войск, 429 единиц автомобильной техники Минобороны России.

Военнослужащие в назначенных им секторах очищали от завалов и мусора территорию домов и подворий, дорог.

С конца июля 2013 года юг Дальнего Востока России оказался во власти катастрофического наводнения, вызванного интенсивными затяжными осадками, что привело к последовательному увеличению уровня воды в реке Амур. Затоплению подверглись территории пяти регионов: Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Якутии и Приморского края.

Около 150 поселений были затоплены, в зоне бедствия оказались 135 тыс. человек. На ликвидацию последствий паводка были брошены и Вооруженные Силы РФ.

Так, например, 11 сентября 2013 года силы военно-транспортной и армейской авиации группировки Минобороны выполнили 29 самолетовылетов, в ходе которых перевезли 46 единиц различной техники. Летные экипажи армейской авиации совершили 9 вертолетовылетов и перевезли более 20 тонн грузов. Было развернуто 9 продовольственных пунктов с возможностью обеспечения полноценного питания на 5000 человек.

Личный состав сводных отрядов войск Восточного военного округа для засыпки размытых дорог разработал и вывез 4,2 тыс. куб. м. грунта, устроил 7 тыс. м. водоотводных канав, откачал из жилых районов более 10 тыс. тыс. кубометров воды, уложил 14,6  тыс. мешков с песком. Военнослужащие укрепили 7 водозащитных дамб в населенных пунктах и районах, протяженность которых увеличилась на 3 тыс. метров.

С помощью развернутых силами инженерных подразделений 15 понтонно-мостовых переправ и мостовых переходов было перевезено 882 человека, 192 единицы техники, 753 тонны различных грузов.

В конце июля 2016 года в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа вспыхнула эпидемия сибирской язвы среди оленей. Масштаб вспышки опасного заболевания потребовал незамедлительного проведения мероприятий биологической защиты и привлечения к ликвидации последствий эпизоотии специалистов из состава спасательных воинских формирований подразделений радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Активно участвовал в ликвидации ЧС 48 ЦНИИ Минобороны России.

Основными задачами подразделений Минобороны России стали лабораторные исследования на месте, локальное устранение очага и риска распространения возбудителей сибирской язвы, а также утилизация путем сжигания и обработки хлорной известью трупов павших животных.

В июле 2016 года группировки ВКС России привлекались для тушения лесных пожаров в Иркутской области. Экипажи военно-транспортной и армейской авиации гасили лесные пожары в Красноярском крае и Иркутской области в августе 2019 года. Только за первые два дня работы авиации Минобороны России в Красноярском крае и Иркутской области удалось потушить 84 лесных пожара на общей площади 113 тысяч гектаров.

Применение самолетов и вертолетов Минобороны России для тушения пожаров позволило в пять раз снизить скорость распространения огня и ликвидировать задымление воздуха в городах и населенных пунктах Красноярского края, улучшить экологическую обстановку в регионе.

Весной 2018 года подрывные команды общевойскового объединения ЦВО успешно выполнили задачи по ликвидации последствий весеннего паводка в Новосибирской, Кемеровской области, Красноярском и Алтайском крае, Республике Алтай. При ликвидации заторов было использовано более 2 тонн взрывчатых веществ.

В июле-августе 2019 года военнослужащие группировки Министерства обороны России приняли участие в работах по ликвидации последствий паводка в Тулунском районе Иркутской области. Они очищали воду от естественных загрязнений, выпекали хлеб и выдавали его местному населению, подвозили и раздавали питьевую воду, проводили диагностические исследования проб воды, почвы, биологического материала на наличие возбудителей опасных инфекционных заболеваний, расчищали территорию от завалов и мусора, дезинфицировали социально значимые объекты, проводили вакцинацию местного населения.

В 2020 году Вооруженные Силы активно подключились к борьбе с новой опасной коронавирусной инфекцией COVID-19.

В рамках помощи населению специалисты военно-строительного комплекса только за 9 месяцев 2020 года в 23-х субъектах страны возвели 30 многофункциональных медицинских центров общей площадью более 200 тысяч кв. метров, оснащенных самым современным оборудованием.

Для стационарного лечения в военных госпиталях развернули свыше 8 тысяч койко-мест, половина из которых использовалась в интересах населения.

В 2020 году военные специалисты войск РХБ защиты и отряд врачей Министерства обороны Российской Федерации завершили мероприятия по борьбе с коронавирусной инфекцией в Италии, Сербии, Боснии и Герцеговине.

В состав сформированной для помощи Италии группировки вошли около 100 ведущих специалистов в области вирусологии и эпидемиологии. Российские медики и биологи, направленные на Апеннинский полуостров, имели серьезный опыт борьбы с распространением опасных инфекций. На протяжении почти двух месяцев наши военнослужащие помогали Италии бороться с коронавирусом: проводили дезинфекцию, работали в «красной зоне», лечили больных, обменивались опытом с зарубежными коллегами.

Европейская экспедиция стала настоящей проверкой на прочность в условиях пандемии, и эту проверку с блеском выдержала и специальная техника, и люди в военной форме, которые не побоялись принять этот вызов.

Правовое регулирование порядка применения Вооруженных Сил России

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в Минобороны России создана функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ. Она служит составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 375 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации» Главное командование Сухопутных войск выступает в роли координационного органа функциональной подсистемы в масштабе Вооруженных Сил и организует мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Вооруженных Силах.

В соответствии с пунктом «п» ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф считается одним из случаев исполнения военнослужащим служебных обязанностей.

Хотя способы использования воинских формирований в ЧС далеко не тождественны боевым действиям в вооруженных конфликтах, тем не менее, многие требования и сам по себе алгоритм работы командиров и штабов по руководству аварийно-спасательными мероприятиями аналогичны. Опыт участия воинских формирований в ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что по последовательности и содержанию проводимые ими мероприятия можно условно разделить на четыре этапа.

Первый этап — предварительный. В ходе него осуществляется заблаговременная подготовка воинских формирований.

Второй этап включает действия органов управления и войск с момента поступления сигнала тревоги о возникновении чрезвычайной ситуации по принятию экстренных мер, чтобы совместно с силами МЧС (или без них) приступить к организации ликвидации ЧС.

Третий этап — непосредственное участие воинских формирований в проведении аварийно-спасательных работ.

Четвертый этап — неотложные действия по восстановлению жизнедеятельности населения и войск в пострадавшем районе.

Общий замысел организации аварийно-спасательных работ определяется заблаговременно на основе прогнозирования и оценки возможной обстановки, объема предстоящих задач и имеющихся сил и средств для их выполнения. В целях прогнозирования используется находящаяся в МЧС система космического мониторинга ЧС, позволяющая своевременно в автоматическом режиме вскрывать очаги (координаты) возникающих пожаров, выявлять паводки (наводнения), контролировать динамику циклонической деятельности.

Программа боевой подготовки войск содержит разделы специализированной подготовки подразделений к действиям по ликвидации ЧС. Многие требования по полевой выучке, действиям в ночных условиях, знания, умения и навыки, приобретенные по разведывательной, инженерной, топографической подготовке, подготовке по РХБ защите, связи, физической подготовке, по преодолению препятствий, заграждений, ориентированию на местности способствуют быстрой адаптации личного состава воинских формирований к условиям экстремальных ситуаций. При этом немаловажно воспитание высоких морально-боевых качеств у военнослужащих: силы воли, физической выносливости, бесстрашия, наблюдательности, войскового товарищества.

В основу всех мероприятий по ликвидации последствий ЧС закладывается принцип мобильности. Борьба за выигрыш времени — борьба за жизнь людей. Например, по статистике, через четверо суток после землетрясения 60 % людей, оказавшихся под руинами, относятся к безвозвратным потерям, а через семь суток в живых остается менее 5 %. Сокращение времени начала спасательных работ в завалах с шести часов до одного часа уменьшает потери на 30–40 %, повышение темпов работ в два раза увеличивает число спасенных на 35 %.

Для принятия правильного и своевременного решения по защите населения и военных объектов от вредоносных последствий чрезвычайной ситуации, ее локализации и ликвидации, расчета необходимых для этого сил и средств командиром и штабом организуется инженерная, РХБ и специальная разведка. Для определения масштаба бедствия и его характеристики ведется воздушная разведка. Ради детализации данных воздушной разведки и получения информации о состоянии конкретных объектов, на которых должны проводиться аварийно-спасательные работы, организуется наземная разведка, а также ведется наблюдение за состоянием окружающей среды (воздуха, воды, почвы, растительного покрова) и развитием обстановки.

Аварийно-спасательные работы организуются на основе решения командующего войсками военного округа. В нем определяются: силы и средства, которые выделяются для проведения работ; где, в какие сроки и на каких объектах сосредоточиваются основные усилия; создаваемая группировка сил и средств; последовательность и способы выполнения задач; задачи подразделений (формирований); мероприятия, которые необходимо выполнить в первую очередь; порядок выдвижения и ввода сил на участки ведения работ; режим работы, порядок смены подразделений; организация управления и взаимодействия с подразделениями МЧС, войск национальной гвардии и местными органами власти; организация обеспечения действий спасательных сил.

В соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (глава 10) в тех случаях, когда на получение приказа (распоряжения) командующего войсками военного округа (командующего Северным флотом) нет времени, специально подготовленные воинские части (подразделения) могут быть привлечены решением начальника гарнизона (командира соединения, воинской части) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (устранения угрозы их возникновения) или для оказания помощи пострадавшему населению согласно плану мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы. Начальник гарнизона (командир соединения, воинской части) немедленно докладывает о принятом решении в порядке подчиненности.

Для обеспечения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации и повышения эффективности управления на всех уровнях в Министерстве обороны предусмотрено создание временных органов военного управления — оперативных групп. Так, после землетрясения и цунами в Японии 11 марта 2011 г., приведшего к разрушению ядерно-опасного объекта АЭС «Фукусима-1», в Главном командовании Сухопутных войск развернули оперативную группу Минобороны России. Она организовала мониторинг на территории Восточного региона РФ в целях своевременного выявления, предупреждения и принятия мер для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанных с выбросом радиоактивных веществ. В Восточном военном округе было развернуто 126 штатных и специально подготовленных постов радиационного контроля (наблюдения).

Таким образом, воинскими частями нашей страны накоплен большой опыт действий по ликвидации последствий природных и техногенных аварий и катастроф. Соответствующие силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации всегда готовы к применению. Конечно, Вооруженные Силы не предназначены специально для решения задач такого рода, но они не могут оставаться сторонними безучастными наблюдателями, когда происходит всенародное бедствие.

Во вступлении к лекции необходимо отметить, что Вооруженные Силы нашей страны исторически задействовали в операциях по устранению вреда от стихийных бедствий и катастроф. Современное отечественное законодательство относит участие военнослужащих в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф к одной из форм исполнения ими обязанностей военной службы; на военнослужащих, привлекаемых к решению задач такого спектра, распространяются гарантии их правовой и социальной защиты, предусмотренные российским законодательством.

При освещении первого учебного вопроса вначале нужно обзорно рассказать о нескольких наиболее ярких эпизодах применения Вооруженных Сил в чрезвычайных сценариях природного и техногенного характера. Потом следует сосредоточиться на событиях, где непосредственными действующими лицами стали военнослужащие конкретного вида (рода) войск, представители которого составляют аудиторию занятия по ВПП.

Важно подчеркнуть, что многие требования, предъявляемые к личному составу в плане боевой подготовки, помогают воинам скорейшим образом адаптироваться к условиям экстремальных ситуаций природного и техногенного происхождения.

Во втором вопросе надо подробнее осветить правовые особенности участия Вооруженных Сил в нейтрализации последствий стихийных бедствий и катастроф, раскрыть роль и место Минобороны России в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

  • Воробьев И.Н. Действия общевойсковых формирований при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Военная Мысль. — 2008. — № 4.
  • Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году». — М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. — 264 с.
  • Иванов Е.В., Суслопаров А.А., Порхачев М.Ю., Шишкин П.Л., Вишняков А.В. Вспышка сибирской язвы в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 году: работа формирований МЧС и Минобороны России, взаимодействие с другими органами власти и структурами. Опыт, отдельные итоги и выводы. // Технологии гражданской безопасности. — 2017. — № 1 (51).
  • Иноземцев В.А., Ковба В.И., Чугунов Е.А. Аварии на радиационно, химически и биологически опасных объектах: прошлое, настоящее, будущее // Вестник Воронежского института ГПС и ЧС (Современные проблемы гражданской защиты). — 2018 г. — № 2 (27).
  • Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
  • Указ Президента РФ от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  • Храмцов В.М. Почему ядерная катастрофа в Приморье не предупредила Чернобыль? // Военно-технический альманах «Тайфун». —1999. — № 16.

Опасные явления по Самарской области

Обновлено 17 октября 2022 г. 10:58

Опасные агрометеорологические явления в июле-октябре 2022г.

Опасное агрометеорологическое явление – переувлажнение почвы, в период проведения уборочных работ отмечалось в Серноводске с 26 сентября по 11 октября 2022 года. В Клявлино при проведении уборочных работ и активной вегетации озимых явление наблюдается с 25 сентября. Состояние почвы на глу-бине 10 см по визуальной оценке увлажненности оценивалось как липкое.
Пасмурная дождливая погода сдерживала темпы проведения уборочных работ, вызывала ухудшение условий отосинтеза растений.

Опасное агрометеорологическое явление – атмосферная засуха, фиксировалось на всей территории области: с 10 июня в Богатом, с 22 июня – в Большой Глушице и Речном порту, со 2 июля – в Подъём Михайловке, с 11-16 июля – в Серноводске, Украинке, з/с «Авангард», Полуднях, Борском, с 21-23 июля – в Новокуйбышевске, Чапаевске, Челно-Вершинах, Кошках, с 25-27 числа – в Кротовке, Кинель-Черкассах, Тольятти, Сосновом Солонце, Новодевичьем, Приволжье, Безенчуке, Красносамарском, Самаре, АГЛОСе, Новотулке, Клявлино, с 1-2 августа – в Байдеряково, Сызрани, Елховке. Продолжалось явление от 31-39 до 41-53 дней, в Подъём Михайловке продолжительность засухи составила 62 дня, на автоматической станции Речной порт и в Большой Глушице – 72 дня, в Богатом – 84 дня. Максимально воздух прогревался до 32.0-36.1°, со значениями температур воздуха выше 25° насчитывалось 30-67 дней, количество дней с температурами выше 30° составило 11-32. Сумма осадков оказалась не более 1-25% от нормы периода засухи и равнялась 1.0-11.4 мм, на значительной части территории она не превысила 0.3-0.9 мм, в Богатом, Большой Глушице, Речном порту и Подъём Михайловке было измерено 14.7-20.8 мм.  Атмосферная засуха прекратилась во всех районах области 2 сентября в связи с понижением температурного режима и выпадением осадков.
Опасное агрометеорологическое явление – почвенная засуха, отмечалось под подсолнечником в Алексеевском районе с 18 августа, сохранялось на ряде полей Волжского и Большеглушицкого районов с 8 августа. Запасы продуктивной влаги в пахотном слое почвы равнялись 0-8 мм, в метровом слое почвы они не превысили 7-48 мм.
В период цветения подсолнечника опасное агрометеорологическое явление – суховей, регистрировалось с 20-22-го по 24-27 августа в Клявлино, АГЛОСе, з/с «Авангард», Пестравке и Большой Глушице. С 26-30 августа по 31 августа-1 сентября явление распространялось в Клявлино, Кинель-Черкассах, Сызрани, Безенчуке, Пестравке и з/с «Авангард». При дневных прогревах воздуха 29-36° максимальная скорость ветра составляла 7-13 м/с, минимальная относительная влажность воздуха равнялась 11-29%.  
При длительном преобладании аномально жаркой сухой погоды сохранялись условия для ухудшения состояния поздних теплолюбивых культур. На некоторых полях у подсолнечника отмечалось пожелтение и засыхание листьев, потеря тургора, пустозёрность в центре корзинок.

Опасное агрометеорологическое явление – атмосферная засуха, с 23-27 июля фиксируется в Клявлино, Кошках, Кинель-Черкассах, Кротовке, Тольятти, Сосновом Солонце, Новодевичьем, Приволжье, Безенчуке, Красносамарском, Самаре, АГЛОСе, Новотулке. Максимально воздух прогревался до 32.1-33.8°. Дожди за прошедший период засухи не выпадали, лишь местами сумма осадков равнялась 1.8-5.3 мм.
Опасное агрометеорологическое явление – почвенная засуха, отмечалось под подсолнечником на ряде полей Волжского и Большеглушицкого районов. На протяжении двух декад августа запасы продуктивной влаги в пахотном слое почвы равнялись 0-6 мм, в метровом слое почвы они составили 23-45 мм.
В период цветения подсолнечника опасное агрометеорологическое явление – суховей, регистрировалось в Большой Глушице 12-18, Пестравке 12-19, Кинель-Черкассах и з/с «Авангард 15-18 августа.  С 20-22 августа суховей наблюдается в Клявлино, АГЛОСе, з/с «Авангард», Пестравке и Большой Глушице. При дневных прогревах воздуха 26-33° максимальная скорость ветра составляла 7-8 м/с, минимальная относительная влажность воздуха равнялась 14-30%.  
Аномально жаркая сухая погода вызывает интенсивный непродуктивный расход влаги из почвы, создавая условия для ухудшения состояния поздних теплолюбивых культур.

Опасное агрометеорологическое явление – почвенная засуха, наблюдалось в Кротовке под яровой пшеницей на протяжении трёх декад (с третьей декады июня). Запасы продуктивной влаги в пахотном слое почвы равнялись 4-7 мм, в метровом слое почвы на протяжении первой-второй декад июля содержалось 46-47 мм. Определение влагосодержания почвы в Безенчуке во второй декаде июля не проводилось в связи с созреванием озимой пшеницы.
Опасное агрометеорологическое явление – суховей в период цветения налива и созревания зерновых культур наблюдалось в з/с «Авангард» и Большой Глушице в течение 4 дней: 10-13 июля (температура воздуха 32-35°, максимальная скорость ветра 7-11 м/с, минимальная относительная влажность воздуха 24-29%).

Опасное агрометеорологическое явление – атмосферная засуха, отмечалось по измерениям автоматической станции Богатое с 10 июня, по данным АМС Речной порт и МС Большая Глушица – с 22 июня, в Подъем-Михайловке – со 2 июля. С 11-20 июля распространение явления зафиксировано в Серноводске, Челно-Вершинах, Полуднях, Новокуйбышевске, Чапаевске, Борском, з/с «Авангард» и Украинке (Большечерниговский район). Максимально воздух прогревался до 31.3-39.6°. Сумма осадков за прошедший период засухи (по 18 августа) равнялась 2.8-18.4 мм, что составило 7-23% от нормы. Суточный максимум дождя был в пределах 1.8-4.7 мм.
Опасное агрометеорологическое явление – почвенная засуха, наблюдалось в Серноводске под яровым рапсом на протяжении трёх декад (со второй декады июля). Запасы продуктивной влаги в пахотном слое почвы равнялись 2-8 мм.
В период цветения подсолнечника опасное агрометеорологическое явление – суховей регистрировалось в з/с «Авангард», Большой Глушице и Пестравке 4-6 августа, в Клявлино 14-17 августа, в Серноводске, Самаре, АГЛОСе и Безенчуке 15-17 августа. С 12 августа суховей наблюдается в Большой Глушице и Пестравке, с 15 августа – в Кинель-Черкассах и з/с «Авангард». При дневных прогревах воздуха 26-33° максимальная скорость ветра составляла 7-12 м/с, минимальная относительная влажность воздуха равнялась 16-30%.  
При длительном сохранении сухой погоды в сочетании с активной ветровой деятельностью продолжается иссушение почвы и ухудшение агрометеорологических условий формирования урожая пропашных и поздних теплолюбивых культур.

Для сведения сельхозтоваропроизводителей!

Правила подтверждения факта страхового события, связанного с неблагоприятными (опасными) гидрометеорологическими явлениями, приведшими к повреждению (гибели) урожая:

1. Основанием для подтверждения факта страхового события, связанного с неблагоприятными (опасными) агрометеорологическими явлениями погоды (далее «страховое событие»), являются данные наблюдений метеорологических станций и агрометеорологических постов.

2. На территории Самарской области метеорологические и агрометеорологические наблюдения проводят 12 метеорологических станций:
Челно-Вершины                            
Клявлино
Серноводск
Кинель-Черкассы
Новодевичье
Тольятти
Самара
АГЛОС
Сызрань
Безенчук
З/с «Авангард»
Большая Глушица.

3. Страховое событие считается состоявшимся при достижении или превышении критериев неблагоприятных (опасных) гидрометеорологических явлений, утвержденных Начальником ФГБУ «Приволжское УГМС» и согласованных с Росгидрометом.

4. Страховое событие подтверждается справкой ФГБУ «Приволжское УГМС» о погодных условиях в запрашиваемый период.

5. Для получения справки, подтверждающей факт наступления страхового события, приведшего к подтоплению, порче имущества или повреждению (гибели) урожая, страхователь незамедлительно информирует «Приволжское УГМС» о вышеуказанном событии и направляет заявку на подготовку справки о погодных условиях. В заявке необходимо указать точное месторасположение пострадавшего объекта, дату и период неблагоприятного (опасного) гидрометеорологического явления, размеры площади повреждения (гибели) урожая.

6. «Приволжское УГМС» на основании заявки оформляет договор со страхователем и подготавливает справку о погодных условиях, приведших повреждению (гибели) урожая.

7. В случае, когда неблагоприятное (опасное) гидрометеорологическое явление, нанесшее ущерб, не было зафиксировано на метеостанции (агрометпосту), страхователю необходимо, не позднее 3-х дней после наступления страхового события, информировать «Приволжское УГМС» о нанесенном ущербе с одновременным направлением Заявки на проведение обследования поврежденного объекта для принятия решения о направлении специалиста ФГБУ «Приволжское УГМС» для осмотра места происшествия. При этом специалистом ФГБУ «Приволжское УГМС» проводятся дополнительные гидрологические (агрометеорологические) наблюдения и составляется АКТ обследования пострадавшего объекта.
ПОМНИТЕ: При непроведении своевременного обследования пострадавшего объекта и отсутствии надлежащим образом оформленного Акта обследования доказать факт наступления страхового события будет практически невозможно.

8. Стоимость подготовки справки (информационно-аналитического заключения) о погодных условиях определяется на основании прейскуранта цен ФГБУ «Приволжское УГМС»

ПЕРЕЧЕНЬ ОПАСНЫХ АГРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ – РД 52.04.563-2013

Критерии опасных агрометеорологических явлений в зоне деятельности ФГБУ «Приволжское УГМС» утверждены приказом ФГБУ «Приволжское УГМС» № 206 от 28.11.2016 года.

Название ОЯ    Характеристики и критерии или определение ОЯ

Заморозки.
    Понижение температуры воздуха и /или поверхности почвы (травостоя)  до значений ниже 0°С на фоне положительных средних суточных температур воздуха в периоды активной вегетации сельхозкультур или уборки урожая,  приводящее к их повреждению, а также к частичной или полной гибели урожая сельхозкультур
Переувлажнение почвы.    В период вегетации сельхозкультур в течение 20 дней (в период уборки в течение 10 дней) состояние почвы на глубине 10-12 см по визуальной оценке увлажненности оценивается как липкое или текучее; в отдельные дни (не более 20% продолжительности периода) возможен переход почвы в мягкопластичное или другое состояние

Суховей.
    Ветер скоростью 7 м/с и более при температуре выше 25°С и относительной влажности не более 30%, наблюдающиеся  хотя бы в один из сроков наблюдений в течение 3 дней подряд и более в период цветения, налива, созревания зерновых культур
Засуха атмосферная.    В период вегетации сельхозкультур отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25°С. В отдельные дни (не более 25% продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже,  указанных пределов.

Засуха почвенная.
     В период вегетации сельхозкультур за период не менее 3 декад подряд запасы продуктивной влаги в слое почвы 0-20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктивной влаги в слое  0-100 см были менее 50 мм
Низкие температуры воздуха при отсутствии  снежного покрова или при его высоте менее 5 см, приводящие к вымерзанию посевов озимых.     Понижение температуры воздуха ниже минус 25°С при отсутствии снежного покрова или понижение температуры воздуха  ниже минус 30°С  при  высоте  снежного покрова менее  5 см, обуславливающее понижение температуры  на глубине узла кущения растений ниже критической температуры вымерзания, приводящее к изреженности и/или полной гибели озимых культур
Сочетание высокого снежного покрова и слабого промерзания почвы, приводящее к выпреванию посевов озимых. Длительное (более 6 декад) залегание высокого (более 30 см) снежного  покрова   при  слабо  промерзшей  (до глубины  менее 30 см) или талой почве. При этом минимальная температура почвы на глубине 3 см удерживается от минус 1°С и выше, что приводит к частичной или полной гибели посевов озимых культур
Ледяная корка.    Слой льда на поверхности почвы (притертая ледяная корка) толщиной 2 см и более, залегающая 4 декады и более в период зимовки озимых культур

Комплекс неблагоприятных метеоявлений:
-частые дожди
-повышенная влажность воздуха

В период уборки урожая с/х культур в течение 7 дней и более явления, входящие в комплекс неблагоприятных метеоявлений, имели следующие значения:
  ежедневное количество осадков 1 мм и более при сумме осадков за этот период более 150% декадной нормы;
  среднесуточное значение относительной влажности воздуха 80% и более

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *