Профстандарт акушерство и гинекология

Профстандарт врача — акушера-гинеколога составлен для утверждения единых требований к должности: образованию, необходимых навыков. Также в нем прописаны все рабочие задачи специалиста.

Законодательство о профстандартах

Порядок разработки и применения профстандартов организациями прописаны в статьях 195.2 и 195.3 ТК РФ. Они были внесены в кодекс Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ.

В постановлении Правительства от 27.06.2016 № 584 указано, как и в какие сроки нужно внедрять эти документы, как с ними работать, для организаций государственного и муниципального сектора.

На популярные вопросы использования профстандартов ответил Минтруд в своем письме от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253.

Описание профстандарта врача — акушера-гинеколога

Профессиональный стандарт «Врач — акушер-гинеколог» утвержден приказом Минтруда от 19.04.2021 № 262н. Действие документа длится с 01.09.2021 до 01.09.2027. Профстандарт разработан для врачебной практики в области акушерства и гинекологии. Основная цель вида профдеятельности — оказание медпомощи женщинам во время беременности, родов, после родов, после прерывания беременности, с акушерскими осложнениями и т.п.

Виды экономической деятельности указаны такие:

  • Деятельность больничных организаций.
  • Специальная врачебная практика.

В документе названы две обобщенные трудовые функции:

  • Медпомощь по профилю «акушерство и гинекология» амбулаторно и в дневном стационаре.
  • Медпомощь по профилю «акушерство и гинекология» в условиях стационара.

Каждая из них включает 7 трудовых функций (для амбулаторных условий и для стационарных):

  • Медобследование во время беременности, после родов, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями и т.п.
  • Назначение и проведение лечения во время беременности, после родов, при гинекологических заболеваниях и т.п.
  • Проведение медреабилитации при соответствующих состояниях и контроль ее эффективности.
  • Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию ЗОЖ и санитарно-гигиеническому просвещению.
  • Осуществление медэкспертиз для пациентов при соответствующих состояниях.
  • Проведение анализа медико-статистической информации, ведение меддокументации, организация работы подчиненного персонала.
  • Оказание экстренной медпомощи.

Требования к образованию специалиста:

  • Высшее — специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология».
  • Высшее — специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и освоение программы ординатуры по специальности «Акушерство и гинекология».

В документе перечислены особые условия допуска к труду и другие характеристики.

Для каждой трудовой функции дан список трудовых действий. Назовем некоторые из них:

  • Сбор жалоб, анамнеза жизни и болезни пациентов.
  • Осмотр и медобследование пациентов.
  • Постановка предварительного диагноза, формирование плана обследований.
  • Интерпретация результатов осмотра и медобследований.
  • Направление пациентов для оказания специализированной помощи.
  • Дифференциальная диагностика акушерских осложнений.
  • Назначение лечебного питания.
  • Коррекция лечения.
  • План послеоперационного ведения пациентов.
  • Проведение мероприятий по медреабилитации.
  • Работа по пропаганде ЗОЖ.
  • Проведение диспансеризации женщин и т.д.

Для всех трудовых функций прописаны также необходимые умения и знания.

В конце документа представлена информация об организациях, которые участвовали в его разработке.

Несколько вопросов о работе с профстандартами

Если работник не проходит под требования профстандарта, можно ли его уволить?

С работающим сотрудником нельзя расторгнуть трудовой договор по этой причине. Его можно перевести на другую должность (ст. 72.1 ТК РФ) или отправить на прохождение обучения. Также можно переименовать его должность (ст. 72 ТК РФ, ст. 74 ТК РФ).

Как перевести свою организацию на работу с профстандартами?

Просто так начать работать с профессиональными стандартами нельзя. Необходимо придерживаться определенного порядка действий:

  • Сформировать регламент, где нужно прописать основные моменты, которые связаны с переходом на новую систему. Нужно обозначить этапы, сроки, ФИО и должности лиц, ответственных за переход.
  • Провести анализ кадровых документов: должностных инструкций, трудовых договоров и штатного расписания.
  • Скорректировать документацию по персоналу на основе подходящих профстандартов, при необходимости — переименовать должности.
  • Сформировать критерии оценки качества работы сотрудников и их профессионального уровня.

До того как начинать работу по этому алгоритму, руководитель должен издать приказ о переходе организации на систему профстандартов.

Когда нужно в обязательном порядке использовать профстандарты?

Это следующие ситуации:

  • Если для должности законодательством утверждены какие-либо гарантии и льготы.
  • Если применение профстандартов для должности прописано в каких-либо НПА.

При неиспользовании профессиональных стандартов в этих случаях работодателю грозят штрафные санкции по ст. 5.27 КоАП.

Какую выгоду работодатель может получить от применения профстандартов?

Преимущества в применении этих документов для частных компаний таковы:

  • Кандидатов на должность можно оценивать посредством системы формальных показателей.
  • Работникам можно аргументировать необходимость получения дополнительного образования.
  • Уменьшение разногласий с надзорными органами при проверках кадровой документации.

Правовые риски сведены к минимуму, так как названные возможности основаны на профстандартах, а их ввело государство.

Профстандарт акушерство и гинекология

Новый порядок медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология». Часть первая

С 2021 года начинает действовать новый порядок по профилю «акушерство и гинекология». Этот порядок будет распространяться на медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология», независимо от форм собственности, то есть и на государственные, и на частные клиники.

Рассмотрим изменения, с которыми медицинские организации столкнутся в 2021 году в связи с вступлением в силу нового порядка оказания медицинской помощи.

Почему принят новый порядок оказания медицинской помощи.

До конца 2020 года действует порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденный приказом Минздрава России от 01.11.2012 № 572н. Этот порядок утрачивает свою силу в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года Постановления Правительства РФ от 17.06.2020 № 868. Это постановление издано в рамках так называемой «регуляторной гильотины».

«Регуляторная гильотина» — это механизм, направленный на формирование современной и адекватной системы регулирования, основанной на выявлении и регулировании наиболее значимых общественных рисков.

Механизм направлен на упразднение избыточных требований органов государственной власти, предъявляемых к организациям различных форм собственности, и введение в действие новых актуализированных требований, основанных на риск-ориентированном подходе к деятельности организаций.

Иными словами, «регуляторная гильотина» направлена на устранение избыточных требований и упрощение соблюдения требований законодательства организациями.

С января 2021 года на смену старому порядку, применявшемуся почти 8 лет, приходит новый порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденный приказом Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (далее – Новый порядок).

Новый порядок, в свою очередь, тоже не будет постоянным. Документом предусмотрено, что порядок утратит силу 1 января 2027 года, то есть действие документа рассчитано на 6 лет.

Как повлияет Новый порядок на работу медиков.

Нельзя сказать, что Новый порядок кардинально поменяет деятельность врачей. Однако специалисты уже отметили важное изменение документа – еще большее внимание в нем уделяется медицинской документации, а значит врачи будут тратить на заполнение медицинской документации больше времени. Например, раньше при проведении ультразвукового исследования беременной врач мог описать в протоколе патологии. По форме, утвержденной Новым порядком, описание в протоколе УЗИ будет гораздо подробнее.

Всего в Новый порядок включено девять форм:

  • Индивидуальной медицинской карты беременной и родильницы (форма № 111/у-20) (Приложение № 2);
  • Обменной карты беременной, роженицы и родильницы (форма № 113/у-20) (Приложение № 3);
  • Медицинской карты беременной, роженицы и родильницы, получающей медицинскую помощь в стационарных условиях (форма № 096/1у-20) (Приложение № 4);
  • Карты пациента гинекологического профиля (вкладыш в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях) (Приложение № 5);
  • Карты пациента дневного стационара акушерско-гинекологического профиля (вкладыш в карту стационарного больного) (Приложение № 6);
  • Карты пациента гинекологического отделения стационара (вкладыш в карту стационарного больного) (Приложение № 7);
  • Карты пациента при искусственном прерывании беременности медикаментозным методом (вкладыш в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, или в карту стационарного больного) (Приложение № 8);
  • Карты пациента при искусственном прерывании беременности хирургическим методом (вкладыш в карту стационарного больного) (Приложению № 9);
  • Карты донесения о случае материнской смерти (форма № 003/у-МС-20) (Приложение № 10).

Касательно сокращения числа отдельных манипуляций с беременными (например, сокращения числа скрининговых УЗИ с трех до двух), отдельные специалисты приводят в пример практику европейских стран, в которых при физиологическом течении беременности наблюдение у врача связано с еще меньшим объемом манипуляций.

Важно также обратить внимание на стандарты оснащения, которые претерпели некоторые изменения. Расширение перечней необходимого оборудования требует своевременного обновления и дополнения имеющегося в клиниках оборудования для соответствия лицензионным требованиям.

Новый порядок объёмен (состоит из более чем 650 страниц), он включает 10 приложений. Мы подробно остановимся на ключевом приложении — Приложении № 1 «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология». Это приложение, в свою очередь, разделено на девять главных разделов:

  • Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности;
  • Оказание медицинской помощи беременным женщинам с пороками развития у плода;
  • Оказание медицинской помощи женщинам в период родов и в послеродовый период;
  • Оказание медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, требующими хирургической помощи;
  • Оказание медицинской помощи женщинам при неотложных состояниях в период беременности, родов и в послеродовый период;
  • Оказание медицинской помощи женщинам с ВИЧ-инфекцией в период беременности, родов и в послеродовый период;
  • Оказание медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями;
  • Оказание медицинской помощи несовершеннолетним с гинекологическими заболеваниями;
  • Оказание медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности.

Также это приложение включает в себя еще 49 приложений, предусматривающих стандарты оснащения и рекомендуемые штатные нормативы для различных типов медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь по данному профилю.

В настоящей статье будут рассмотрены разделы Нового порядка, относящиеся к медицинской помощи при гинекологических заболеваниях, а также вопросы искусственного прерывания беременности. Во второй части статьи будут рассмотрены разделы Нового порядка, регулирующие оказание медицинской помощи беременным.

Оказание медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями.

Медицинская помощь при гинекологических заболеваниях оказывается в рамках первичной медико-санитарной (доврачебной и врачебной), специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по акушерству и гинекологии, или «акушерскому делу».

Новый порядок дополнен положениями, касающимися скрининга женского здоровья, проводимого в рамках профилактического медицинского осмотра или первого этапа диспансеризации.

Так, скрининг при профилактических осмотрах здоровых женщин считается выполненным при охвате 80% и более женского населения. Широта охвата населения (80% и более) может быть обеспечена с помощью активной рассылки приглашений на обследование с помощью электронной почты и мобильной связи, а также использованием технологии самозабора (при исследовании на ВПЧ).

Изменены и группы состояния здоровья, к которым относят женщин по результатам профилактических осмотров. Ранее выделялось пять групп по состоянию здоровья. В Новом порядке выделяют следующие группы здоровья по результатам профилактических осмотров женщин:

I группа здоровья — женщины, у которых не установлены хронические гинекологические заболевания, отсутствуют факторы риска их развития;

II группа здоровья — женщины, у которых не установлены гинекологические заболевания, но имеются факторы риска их развития.

III группа здоровья — женщины, имеющие гинекологические заболевания или риск их развития, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Группы диспансерного наблюдения, в свою очередь, подразделяются еще на три группы:

1 диспансерная группа — женщины с хроническими заболеваниями, доброкачественными опухолями и гиперпластическими процессами репродуктивной системы и молочной железы, доброкачественными заболеваниями шейки матки;

2 диспансерная группа — женщины с врожденными аномалиями развития и положения гениталий;

3 диспансерная группа — женщины с нарушениями функции репродуктивной системы (невынашивание, бесплодие, синдром поликистозных яичников, олиго/аменорея).

Примечательно, что синдром поликистозных яичников и олиго/аменорея в Старом порядке не были отдельно прописаны в 3 диспансерной группе.

Также в Новом порядке предусмотрена отдельная классификация для женщин с выявленными кистозными и узловыми изменениями молочных желез. Врачебная тактика в отношении таких женщин определяется принадлежностью к категории «Системы данных результатов визуализации молочных желез» (BI-RADS):

0 категория — направляется на консультацию врача-онколога для определения дальнейшей тактики ведения;

1, 2 категории — пациентка наблюдается врачом — акушером-гинекологом;

3 категория — направляются в онкологический диспансер для верификации диагноза;

4, 5, 6 категории — наблюдается врачом-онкологом.

Кроме того, в пункте 71 Нового порядка предусмотрена классификация медицинских организаций, оказывающих стационарную помощь гинекологическим больным, в зависимости от коечной мощности, оснащения, кадрового обеспечения. Такие организации подразделяются на три группы (уровня).

Оказание медицинской помощи несовершеннолетним с гинекологическими заболеваниями.

В Новом порядке подробно регламентируется, в каких видах и в каком порядке оказывается медицинская помощь несовершеннолетним с гинекологическими заболеваниями.

Такая медицинская помощь оказывается девочкам и подросткам с гинекологическими заболеваниями (в возрасте до 17 лет включительно) в рамках первичной медико-санитарной (первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи; первичной специализированной медико-санитарной помощи), специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В Новом порядке изменился возраст проведения профилактических осмотров несовершеннолетних в целях предупреждения и ранней диагностики гинекологических заболеваний и патологии молочных желез:

Из Нового порядка исключено упоминание о допустимости присутствия во время профилактического осмотра девочки в возрасте до 15 лет ее законного представителя.

Как и в Старом порядке, по результатам профилактического осмотра несовершеннолетней определяется ее группа здоровья. Таких групп по-прежнему пять, включая три диспансерные группы для несовершеннолетних, отнесенных к III, IV, V группам здоровья.

Кроме того, Новый порядок содержит перечень показаний, при наличии которых несовершеннолетние направляются к врачу — акушеру-гинекологу врачом-педиатром в возрастные периоды, не предполагающие проведение профилактических осмотров. К числу таких показаний, среди прочего, относятся боль в животе в любом возрасте; отклонения от нормативного индекса массы тела в периоде полового созревания (в возрасте от восьми до семнадцати лет включительно) более чем на 10%; начало сексуальных отношений.

Оказание медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности.

Медицинская помощь женщинам при искусственном прерывании беременности оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара или стационарных условиях.

Новый порядок прямо указывает на то, что оказание медицинской помощи при искусственном прерывании беременности проводится на основе ИДС по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 апреля 2016 г. № 216н «Об утверждении формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины». Новый порядок также содержит отсылки к клиническим рекомендациям.

При первичном обращении женщины с целью искусственного прерывания беременности врач — акушер-гинеколог (врач общей практики (семейный врач), медицинский работник фельдшерско-акушерского пункта), направляет беременную на основе ИДС в кабинет медико-социальной помощи женской консультации для консультирования психологом. При отсутствии кабинета медико-социальной помощи консультирование проводит медицинский работник с высшим или средним медицинским образованием, прошедший повышение квалификации по психологическому доабортному консультированию.

Для подтверждения наличия медицинских показаний для искусственного прерывания беременности формируется врачебная комиссия с привлечением врачей специалистов медицинских организаций акушерского профиля третьей группы (уровня) (в том числе — дистанционно) в составе врача — акушера-гинеколога, врача — специалиста по профилю основного заболевания (состояния) беременной женщины, являющегося медицинским показанием для искусственного прерывания беременности и руководителя медицинской организации.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 № 736. В нем содержатся такие показания, как туберкулез, злокачественные новообразования, тяжелые формы сахарного диабета, некоторые виды психических заболеваний и т.д. В настоящее время широко обсуждается проект нового приказа Минздрава, утверждающего обновлённый перечень медицинских показания к искусственному прерыванию беременности. Из проекта исключены некоторые медицинские показания для аборта, другие, напротив, добавлены. Проект вызвал бурную дискуссию среди граждан, по мнению некоторых из которых принятие приказа в предложенном виде является вторжением в частную жизнь женщин и существенно ограничивает право на искусственное прерывание беременности.

Следует отметить, что большая часть Нового порядка посвящена всё же не гинекологическим заболеваниям и не искусственному прерыванию беременности, а медицинской помощи беременным, позволяющим сохранит беременность, а также медицинской помощи роженицам. Учитывая сложную демографическую ситуацию в стране, подобное усиленное внимание является оправданным и целесообразным. Поэтому учитывая большой объем правовых норм, регулирующих медицинскую помощь беременным, мы решили вынести их анализ в отдельную — вторую часть статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *